owlark

Когда сила любви превзойдет любовь к силе, мир узнает, что такое жить в мире

Share Next Entry
Почему другие люди нас раздражает
owlark
Набрёл на чудный афоризм:

"If you hate a person, you hate something in him that is part of yourself. What isn't part of ourselves doesn't disturb us".

"Если тебе неприятен человек, ты ненавишь в нем то, что является частью тебя. То, что не присуще нам самим, нас не раздражает". Высказывание принадлежит одному из моих любимых писателей Герману Гессе.

Давно уже думаю на эту тему, поэтому не могу сказать, что Гессе открыл мне глаза. Скорее мне понравилась чёткость его формулировки.

По себе замечал: в других действительно, как правило, раздражают недостатки, присущие тебе. Причем, если ты растешь, развиваешься, тебя начинают раздражать всё более зрелые люди с их более "продвинутыми" недостатками. Для примера, раньше меня раздражали людская жадность, материальный эгоизм, позёрство (горделивая фотография возле внедорожника в "одноклассниках"). Потом это всё как будто вытравилось (хотя не могу сказать, что это мне уже не присуще, скорее внимание переместилось на более "тонкие" вещи), и такие вещи, как жадкость стали вызывать скорее улыбку, чем раздражение.

Сейчас раздражаюсь редко и всё-таки иногда случается. Теперь меня злят духовной снобизм ("фарисейство" = "я вот такой правильный, а они все такие ленивые, тупые"), более тонкая (душевная?) гордыня (теперь это уже не "смотри, какая у меня вещь", а "смотри, какой я умный"). Я осознаю, что все эти пороки порой просыпаются и во мне.

Ещё раздражает суета: бывает, что сам срываюсь и начинаю суетиться, но очень не люблю, когда это делают близкие мне люди. Верно люди говорят, что свои недостатки заметней у другого человека.

И всё-таки не всегда бывает так? Например, я раньше был очень пунктуальный, и всегда (в 99% случаев) приходил вовремя. Я жутко не любил (и не люблю) опаздывать. То есть пунктуальность была моим достоинством, я действительно был пунктуальным. И меня очень раздражало, когда опаздывали другие. Раздражала их непунктуальность.

Сейчас наоборот я стал менее пунктуальным, опаздываю, и это уже не редкость. При этом стал спокойнее относится к чужим опазданиям, к чужой непунктуальности. То есть то, что теперь присуще мне, меня не сильно раздражает в других, наоборот меньше, чем раньше. Как это можно объяснить? Правило не всегда работает? Или оно всё-таки работает, просто я сам стал значительно менее раздражительным. Недостаток мой вырос, но я стал заметно менее раздражительным - кумулятивный эффект: непунктуальность раздражает меньше?

Интересует ваше мнение. И если не сложно, расскажите - согласны вы с Германом Гессе? Люди, которые вас раздражают, они обладают теми же пороками, что и вы? Или не всегда? Присуще вам "исключения из правил", подобные моей истории о пунктуальности? И что происходит с вашей раздражительностью в ходе духовного роста? Она снижается? Ощутимо?

В общем, мне кажется это интересная тема. Сразу появилось много вопросов, и хочется, как раньше, с вашей помощью попытаться понять суть вещей.

  • 1
в нас глубоко в бессознательном живут наши антиподы.
противоположности нашему рациональному разумному бытию.
в терминологии Юнга - Тень. Она содержит заталкиваемое в глубины бессознательного всё, что мы не хотим о себе знать. Вытесняемое. Тёмный чулан. Мы не осознаём свою Тень, идентифицируя себя с Маской - тем, что мы выставляем миру и себе. Посмотрите - я честный, добрый и милый.

А внутри живёт антипод - злая, лживая и отвратительная сущность. Она живёт там не просто так - мы сами поселили её там - своим отвержением всего злого, лживого и отвратительного. Ведь это плохо. Ведь нельзя быть таким. Ведь с детства сначала родители, затем учителя, а затем мы сами культивировали в себе "хорошие" качества и вытаптывали "плохие". Только вот не вытопталось, а спряталось в Тень. Оттуда и сигналит о своём существовании периодически - резким неприятием какого-то поведения, качества или явления.

А когда начинаем принимать в себе это, признаём, что в нас это тоже есть, и даже позволяем себе поступить неправильно - избыточное напряжение, которое психика делает для того, чтобы удерживать Тень, спадает; часть Тени выходит, осознаётся и интегрируется. Поэтому становится легче принимать эти качества и в других, позволив быть таковым себе.

Ну а поскольку психика - это не статичное явление, а процесс, то по мере своего развития на поверхность выходят разные теневые стороны нашего "Я". Как-то так.

Спасибо большое за такой подробный комментарий. Многое прояснилось. Как я понял, основная идея - всё-таки показывать другим свою Тень, чтобы ее постепенно расстворить в проявленном? То есть например если ты страдаешь духовным эгоизмом, взять и поблистать своей эрудицией, а потом скромно признаться, что тебя порой подмывает совершать такие поступки, хотя ты понимаешь, что в них прояляешься не ты, а твоё "эго". Пардон за мою дилетанскую терминологию. ;)То есть показывать свою порочную сторону, но осознавания то, что ты делаешь? Я правильно понял методику действий?

Да. В целом основная идея верна, но для начала стоит самому себе признаться в существовании этих теневых сторон. Дело в том, что пока они находятся в Тени, - они не осознаны нами, - и первая задача - обнаружить их. Эти теневые аспекты сигнализируют нам о своём существовании сильной, чрезмерной негативной эмоциональной реакцией на что-то. В других меня будет больше всего раздражать то, чего я не осознаю в себе.

Ну а потом да. Признаться себе, признаться другим. Думаю другим признаваться и не обязательно, главное осознавать в себе эти "новые" качества и периодически позволять себе быть таким. Или - если в Тени скрыты уж очень деструктивные желания - например, насилие и убийство, - найти корректный способ сублимации этой энергии - например, в боевых искусствах. Многие аспекты Тени могут быть выражены и интегрированы в танце (особенно когда это контактная импровизация), в аутентичном движении, ребефинге. Психоделики при грамотном подходе замечательно и порой безжалостно высвечивают ярким лучом всё то, что складированно в тёмном чулане бессознательного - но по-моему, лучше начинать с телесно-ориентированных практик, они безопаснее для психики и в них легче интегрировать опыт.

кратко: осознать и принять. позволить себе быть и таким тоже.

  • 1
?

Log in