owlark

Когда сила любви превзойдет любовь к силе, мир узнает, что такое жить в мире

Share Next Entry
Почему другие люди нас раздражает
owlark
Набрёл на чудный афоризм:

"If you hate a person, you hate something in him that is part of yourself. What isn't part of ourselves doesn't disturb us".

"Если тебе неприятен человек, ты ненавишь в нем то, что является частью тебя. То, что не присуще нам самим, нас не раздражает". Высказывание принадлежит одному из моих любимых писателей Герману Гессе.

Давно уже думаю на эту тему, поэтому не могу сказать, что Гессе открыл мне глаза. Скорее мне понравилась чёткость его формулировки.

По себе замечал: в других действительно, как правило, раздражают недостатки, присущие тебе. Причем, если ты растешь, развиваешься, тебя начинают раздражать всё более зрелые люди с их более "продвинутыми" недостатками. Для примера, раньше меня раздражали людская жадность, материальный эгоизм, позёрство (горделивая фотография возле внедорожника в "одноклассниках"). Потом это всё как будто вытравилось (хотя не могу сказать, что это мне уже не присуще, скорее внимание переместилось на более "тонкие" вещи), и такие вещи, как жадкость стали вызывать скорее улыбку, чем раздражение.

Сейчас раздражаюсь редко и всё-таки иногда случается. Теперь меня злят духовной снобизм ("фарисейство" = "я вот такой правильный, а они все такие ленивые, тупые"), более тонкая (душевная?) гордыня (теперь это уже не "смотри, какая у меня вещь", а "смотри, какой я умный"). Я осознаю, что все эти пороки порой просыпаются и во мне.

Ещё раздражает суета: бывает, что сам срываюсь и начинаю суетиться, но очень не люблю, когда это делают близкие мне люди. Верно люди говорят, что свои недостатки заметней у другого человека.

И всё-таки не всегда бывает так? Например, я раньше был очень пунктуальный, и всегда (в 99% случаев) приходил вовремя. Я жутко не любил (и не люблю) опаздывать. То есть пунктуальность была моим достоинством, я действительно был пунктуальным. И меня очень раздражало, когда опаздывали другие. Раздражала их непунктуальность.

Сейчас наоборот я стал менее пунктуальным, опаздываю, и это уже не редкость. При этом стал спокойнее относится к чужим опазданиям, к чужой непунктуальности. То есть то, что теперь присуще мне, меня не сильно раздражает в других, наоборот меньше, чем раньше. Как это можно объяснить? Правило не всегда работает? Или оно всё-таки работает, просто я сам стал значительно менее раздражительным. Недостаток мой вырос, но я стал заметно менее раздражительным - кумулятивный эффект: непунктуальность раздражает меньше?

Интересует ваше мнение. И если не сложно, расскажите - согласны вы с Германом Гессе? Люди, которые вас раздражают, они обладают теми же пороками, что и вы? Или не всегда? Присуще вам "исключения из правил", подобные моей истории о пунктуальности? И что происходит с вашей раздражительностью в ходе духовного роста? Она снижается? Ощутимо?

В общем, мне кажется это интересная тема. Сразу появилось много вопросов, и хочется, как раньше, с вашей помощью попытаться понять суть вещей.

  • 1
На сто процентов согласна с Гессе и с тобой :) Нас раздражает в других то, что мы не принимаем в себе. Когда начинаем принимать себя в этом, то и на других это распространяется. Ты в себе принял свою непунктуальность, то есть, принял себя в чем-то неправильного. Значит, ты можешь теперь принимать это в других. Для меня здесь нет несоответствия.
Интересно, что меня тоже последнее время мало раздражают такие вещи, как жадность, выпендреж, даже в чем-то умиляют. А вот духовный снобизм правда временами бесит. И правда это про меня. Спасибо, именно в этом ракурсе про это не задумывалась :)

как оказывается всё просто) я даже улыбнулся) ты очень просто и мудро ответила на мой вопрос, который мне почему-то казался сложным. Точно! Спасибо тебе! Просветила - "в буквальном смысле".

Глава вторая. Благодаря @aine_inside Тема прояснилась. Я бы сформулировал эту мысль чуть проще, чем у Гессе:

"То, что мы принимаем в себе, мы принимаем в других. То, что мы не принимаем в себе, мы не принимаем в других - это раздражает нас в других".

Так, раньше я не принимал непунктуальность в себе, соответственно отказывался принимать ее у других - непунктуальные люди меня раздражали. Сейчас я принимаю ее у себя, и проще отношусь к опазданиям других.

При этом есть пороки, которые мы переросли - жадность, материальное позёрство в моем случае - и есть пороки, которые мы приняли, которые начали лучше осознавать - они нас уже не волнуют, не раздражают.

И есть пороки, которые мы пока не осознаем. Когда-нибудь мы будем работать с нами.

Пока же основная работа ведётся с пороками, которые мы не принимаем в себе и которые раздражают у других. Это наше нынешнее поле боя. Интересная тема. Если попытаться глубже ее понять, можно много интересного и полезного для себя из неё почерпнуть.

Удачи вам в борьбе с вашими пороками!

Согласен полностью и как раз в настоящий момент поглощен анализом того, что раздражет в окружающих и поискм этого у себя. Как-то серьезно меняются представления о себе в такой парадигме. Тягостно то, что выявляешь только недостатки и результаты становтся мрачноватыми.
Надо бы и минусы и плюсы параллельно рассматривать. Для выявления достоинств нужно дополнить формулировку!

Достоинства - это всё то, что раньше раздражало, а теперь уже не раздражает. Это показывает, что ты не зря провёл эти годы ;)

Мне показалась, что эта цитата в тему:

A greater intelligence is available to you when you no longer reject, deny, or 'don't want' what is. - Eckhart Tolle

Не только согласен а уже месяца четыре юзаю себя по этому методу. Весь Пинт в этом: раздражающие нас люди зеркалят наши неосознаваемые нами части нас.Отслеживаешь и присоединяешь.

всё больше заинтересовываюсь твоим Пинтом, скоро окончательно дозрею. Супер!

согласна
однако, бывает и такое, когда меня жуть как раздражает одна черта в характере знакомой. Я бы даже сказала отталкавает. Эта черта - агрессия при разговоре.За мной вроде такого не наблюдается. Или теперь придется все-таки поискать и поспрашивать.?))

Скажем ты считаешь себя миролюбивой в разговоре. А часть тебя ХОЧЕТ быть агрессивной. Но часть эта подсознательна поэтому тебе не видна. Чтобы себя гармонизировать нужно проявить эту скрытую часть то бишь побыть агрессивной. Но при этом не осуждать себя за агрессивность. Так по Пинту.)

У меня это не работает. Хотя Гессе люблю.))

Начать с того, что люди меня изначально не раздражают, а только в ответ - на проявленную ко мне агрессию.
Очень не люблю ложь и лицемерие.
Сказать, что никогда не лгу, не могу, но все-таки это не основной мой порок.
Еще не люблю (не принимаю) слишком явную доминанту телесного над душевным и духовным. Для меня этот недостаток также не очень характерен.))

мне кажется, всё работает и в Вашем случае - прочитайте мой комментарий к этой статье (2-я статья), я тоже сперва, как Вы думал, потом всё прояснилось.

"То, что мы принимаем в себе, мы принимаем в других. То, что мы не принимаем в себе, мы не принимаем в других - это раздражает нас в других".

Или всё-таки не работает?

Дык это мейнстрим современной психологии. Понятие "Тень" ещё Юнг детально изучал.
Более-менее развёрнуто и практично - http://community.livejournal.com/ru_kenwilber/tag/3-2-1

спасибо за ссылку) тут ключевой момент какой: есть знания, которые мы получаем обучением, изучением, а есть которые получаем проживанием, последние ценнее. Поэтому я так зачарованно писал о цитате Гессе (в принципе прекрасно понимая, что это открыто давно, по сути, банальная вещь). Но есть открытия, которые совершает человечество, и есть открытие, которые делает каждый человек для себя, - последнее и случилось сегодня вечером)

Кстати, читали книгу "Благодать и стойкость"?

Я тоже не согласна с Гессе. Запишите меня в статистику :)

Когда приходишь интелектуально или опытным путем к устойчивому! пониманию, что люди не являются "делателями" что их поступки и поведения обусловлены тонной независящих от них причин ... то даже не знаю как на них можно злиться))) только сожалеть ... ну или по буддийски сострадать)
ну и конечно неплохо и в себе это все видеть)

;) тема обрела новую глубину раскрытия

в нас глубоко в бессознательном живут наши антиподы.
противоположности нашему рациональному разумному бытию.
в терминологии Юнга - Тень. Она содержит заталкиваемое в глубины бессознательного всё, что мы не хотим о себе знать. Вытесняемое. Тёмный чулан. Мы не осознаём свою Тень, идентифицируя себя с Маской - тем, что мы выставляем миру и себе. Посмотрите - я честный, добрый и милый.

А внутри живёт антипод - злая, лживая и отвратительная сущность. Она живёт там не просто так - мы сами поселили её там - своим отвержением всего злого, лживого и отвратительного. Ведь это плохо. Ведь нельзя быть таким. Ведь с детства сначала родители, затем учителя, а затем мы сами культивировали в себе "хорошие" качества и вытаптывали "плохие". Только вот не вытопталось, а спряталось в Тень. Оттуда и сигналит о своём существовании периодически - резким неприятием какого-то поведения, качества или явления.

А когда начинаем принимать в себе это, признаём, что в нас это тоже есть, и даже позволяем себе поступить неправильно - избыточное напряжение, которое психика делает для того, чтобы удерживать Тень, спадает; часть Тени выходит, осознаётся и интегрируется. Поэтому становится легче принимать эти качества и в других, позволив быть таковым себе.

Ну а поскольку психика - это не статичное явление, а процесс, то по мере своего развития на поверхность выходят разные теневые стороны нашего "Я". Как-то так.

Спасибо большое за такой подробный комментарий. Многое прояснилось. Как я понял, основная идея - всё-таки показывать другим свою Тень, чтобы ее постепенно расстворить в проявленном? То есть например если ты страдаешь духовным эгоизмом, взять и поблистать своей эрудицией, а потом скромно признаться, что тебя порой подмывает совершать такие поступки, хотя ты понимаешь, что в них прояляешься не ты, а твоё "эго". Пардон за мою дилетанскую терминологию. ;)То есть показывать свою порочную сторону, но осознавания то, что ты делаешь? Я правильно понял методику действий?

Просматривая фленту, увидела этот пост и решила, (в который раз при виде ваших постов !!), что уж на этот раз непременно зайду, поучаствовать в обсуждении, свой "очень скромный вклад" в общак мнений внести ...

А зайти, вот, получилось уже в начале седьмого утра, по местному времени ...

Ну да ладно - лучше поздно, чем никогда ! В данном случае, по кр. мере.
;)

Я, как, видимо, и остальные комментаторы, с этим, весьма известным тезисом, увы, вынуждена согласиться ... хоть и не очень хочется. Я тоже, к огромному своему неудовольствию, не раз его истинность подмечала на собственном примере.

Нас раздражает в других не просто то, что есть в нас самих, а именно то, что мы больше всего в себе отрицаем, менее всего готовы признать, увидеть в себе, даже наедине с собою, не говоря уж о других. Потому-то и раздражает так ...

Но, с др. стороны - как любой афоризм, любая "прописная истина" или "крылатая фраза", эти слова верны лишь отчасти.

Цена краткости и "красивости" афоризма - упрощение, обобщение, сокращение и отсечение всех необходимых уточнений, пояснений и дополнений, сведение всех бесчисленных нюансов и сложностей жизни и мироздания к чёрно-белой гамме простоты и ясности.

Так что - ваш пример с пунктуальностью иллюстрирует ту сторону реальности, которая за пределами этого феномена, "выпала" из него ...

Спасибо большое за Ваш ответ ;) Обогащение дискуссии ;) Со всем согласен, а насчет моей пунктуальноcти всё выяснилось: раньше я не принимал непунктуальности, поэтому был пунктуален и не любил непунктуальных. Сейчас я расслабился, стал спокойней относится к своей непунктуальности и непунктуальность других людей уже не раздражаем. Я написал об этом в комментарии к посту. "Мы принимаем в других то, что принимаем в себе, и не принимаем в них то, что не принимаем в себе"

(Deleted comment)
Да) Почитай ещё комментарии к этому посту - они ещё больше способствую переворотам в голове) Друзья очень здорово по этой теме высказались

  • 1
?

Log in

No account? Create an account